Остеохондрома

Костно-хрящевой экзостоз

Остеохондрома – это новообразование доброкачественного характера, которое может развиться в процессе формирования скелета. Вырост образуется из хрящевой ткани и обычно обнаруживается на трубчатых костях. Реже новообразование располагается на костях таза, позвонках, ребрах, ключицах. Остеохондрома кости также называется костно-хрящевым экзостозом.

Что такое остеохондрома?

Остеохондрома считается наиболее распространенным доброкачественным поражением костей. Как правило, болезнь начинает развиваться в десятилетнем возрасте, патологический процесс может продолжаться до 25-30 лет. Остеохондрома кости встречается у мужчин так же часто как и у женщин. Наблюдаются солитарные (одиночные) и множественные остеохондромы. Их размер может варьироваться в пределах 2-12 см, иногда встречаются выросты и большего диаметра.

Остеохондрома представляет собой образование на кости с гладкой поверхностью, покрытое своеобразной «шапочкой» из хрящевых клеток. С возрастом «шапочка» истончается. Специалисты в области ортопедии считают, что это порок развития, который растет одновременно с костями скелета.

Множественные остеохондромы относят к наследственным заболеваниям. Кроме того, они могут образоваться у больных, которые в детском возрасте проходили курс лучевой терапии (пострадиационные остеохондромы).

Симптомы остеохондромы

Рост остеохондромы небольшого размера обычно протекает бессимптомно, больные не предъявляют никаких жалоб. Зачастую наличие болезни обнаруживается случайно на рентгенограмме, назначенной по другому поводу. Иногда пациент может неожиданно обнаружить на кости так называемую шишку.

Более крупное новообразование сдавливает нервы, мышцы, сухожилия и пациенты испытывают болевые ощущения. Также могут поступать жалобы на нарушение функций конечности. К общим симптомам относятся следующие проявления:

• болезненность мышц, окружающих вырост;
  • характерная боль при выполнении одних и тех же физических упражнений;
  • слишком маленький рост ребенка, не соответствующий его возрасту;
  • одна нога или рука может быть длиннее другой.

В отдельных случаях пациенты обращаются к врачу со спонтанным переломом в области поражения. Остеохондрома кости может привести к тромбозу подколенной вены, развитию ложной аневризмы подколенной артерии и в последствии к протезированию колена.

Диагностика остеохондромы

Диагноз ставится на основании результатов клинических и рентгенологических исследований. При пальпации на первичном осмотре выявляется плотное и неподвижное, обычно безболезненное, образование. Кожные покровы в этой области не изменены и имеют нормальные цвет и температуру. Если над твердой опухолью существует «сумка», то прощупывается еще одно образование, более мягкое и подвижное.

Постановка окончательного диагноза и лечение остеохондромы назначается после тщательного обследования. Решающая роль в диагностике отводится рентгенографии. На рентгенограммах видны изменение контуров кости: формы опухолевидных образований напоминают гриб или цветную капусту. По результатам данного исследования врач определяет локализацию, количество и размеры костных выростов. В качестве дополнительных методов для исследования новообразований могут понадобиться МРТ и КТ.

Лечение остеохондромы

Если дефект не вызывает болевых ощущений и никак не мешает нормальной жизнедеятельности, врачи ограничиваются наблюдением за пациентом. Для оценки динамики развития заболевания назначается периодическое рентгенологическое обследование.

• нарушение функций конечности;
  • значительная деформация скелета;
  • стремительный рост опухоли, который может свидетельствовать о переходе остеохондромы в злокачественное образование.

В ходе удаления остеохондромы врач делает разрез над областью поражения под общим наркозом и выполняет резекцию, удаляя опухоль вместе с основанием ножки. После оперативного вмешательства обычно наступает стойкое выздоровление.

Оценивая необходимость удаления остеохондромы, наши врачи будут учитывать следующие обстоятельства:

• возраст пациента, а также общее состояние его здоровья;
  • степень развития болезни;
  • место расположения остеохондромы;
  • наличие противопоказаний для применения тех или иных лекарств;
  • перспективы на течение заболевания.

Переход данного заболевания в злокачественную форму наблюдается у 1% пациентов в случае солитарной остеохондромы. При множественных выростах этот риск повышается до 5%.